Если бы Божественное не было всемогущим по своей сути, оно не могло бы быть всемогущим нигде — ни на уровне Сверхразума, ни на каком-то плане ниже его. То, что оно способно ограничить свободу своих действий или подчинить их существующим условиям, ничуть не делает его менее всемогущим. Как раз наоборот, сам факт его самоограничения является проявлением его всемогущества…
Почему Божественное должно обязательно достигать успеха во всех своих начинаниях? А если неудача в данный момент устраивает его больше и служит лучше реализации его конечной цели? Насколько все эти представления о Божественном примитивны и ограничены жесткими рамками ума!
Здесь, на земле, изначально были установлены определенные правила игры, и пока эти правила остаются неизменными, то, что выходит за их рамки, не может происходить, — о таких явлениях мы говорим как о нереальных и невозможных. Но если условия изменятся, то, соответственно, сможет осуществиться и то, что раньше считалось неосуществимым, или, по крайней мере, появится возможность такого осуществления. Иными словами, «нереальное» станет вполне возможным, естественным, согласующимся с так называемыми законами Природы, и тогда мы говорим о нем как о возможном и реальном. Божественное тоже действует в соответствии с правилами игры. Оно может изменить их — но вначале необходимо, чтобы оно осуществило это изменение, иначе его действия будут серией чудес в условиях, которые оно само же поддерживает.
Шри Ауробиндо. Письма о Йоге